Энергетическое крыло Кабмина сменило первое лицо
10 марта правительство назначило главой Министерства энергетики и защиты окружающей среды Виталия Шубина. Этот кадровый выбор тут же спровоцировал версию о восстановлении влиятельности на рынке самого богатого украинца Рината Ахметова. Все потому, что Шубин минимум три года работал в группе ДТЭК. В купе с информацией о том, что сам премьер-министр Денис Шмыгаль является выходцем из этой же бизнес-группы, у экспертов «сложились карты»: мол, донецкий миллиардер снова в фаворе. Но ничего общего с реальностью эта версия не имеет.
Шубин еще с середины прошлого года был вторым лицом в Министерстве энергетики, занимая должность первого заместителя министра. Таким образом, он являлся правой рукой Алексея Оржеля, который в свою очередь считался креатурой бизнесмена Игоря Тынного. У Тынного есть обширные интересы в зеленой энергетике (он владеет несколькими малыми гидроэлектростанциями), которая не чужда и Виталию Шубину. Последний до своего прихода в министерство энергетики возглавлял ООО «Днепро-Бугская ветровая электростанция», которая входит в орбиту влияния киевского бизнесмена Олега Терлецкого.
Являются ли Тынный и Терлецкий бизнес-партнерами доподлинно неизвестно, но в данном случае это и не имеет решающего значения. Источники «ОЛИГАРХА» еще полгода назад связывали приход Виталия Шубина в Минэнерго прежде всего с европейским лобби. «Терлецкий имеет хорошие связи в Европе. Его компаниям дают кредиты структуры уровня ЕБРР, поэтому в этом направлении и нужно искать историю назначения Шубина», – говорил тогда один из источников.
На должности первого зама Виталий Шубин отвечал за электроэнергетику и нефтегазовый сектор. Ни к тому, ни к другому направлению у Владимира Зеленского не было глобальных претензий. Зато у президента были вопросы к тому, что происходит в углепроме. «О каком импорте может идти речь, когда страны, из которых мы импортируем, не пускают нас на свои рынки? Импорт возможен исключительно в отношении определенных марок угля, которые не добываются внутри страны. Поэтому сначала наш уголь, наши шахтеры, наша электроэнергия», – заявлял две недели назад Зеленский.
Это заявление прямо противоречило политике Оржеля, при котором был открыт канал поставок российского угля на государственную энергокомпанию «Центрэнерго». Сам тогдашний министр объяснял это свое решение экономической целесообразностью (российский уголь дешевле украинского), но следствием этого стала фактическая остановка отечественных шахт государственного сектора.
Президент логично посчитал такое развитие событий недопустимым, и как раз на почве этих разногласий Оржелю и было указано на дверь. Чем Виталий Шубин лучше своего предшественника? Однозначного ответа на этот вопрос нет даже в Кабмине.
«Обратите внимание, что он назначен с приставкой и.о. Есть решение взять паузу. Если человек справится, его утвердят», – говорит собеседник «ОЛИГАРХА» в правительстве. При этом в Кабмине даже на стартовой стадии выделяют главные преимущества Шубина.
Речь о том, что в «доминистерский» период работы Шубин не успел стать ангажированным (привязанным к конкретной бизнес-группе). При этом проекты, в которых он работал, являются более-менее прозрачными. Например, кроме структур вышеупомянутого Олега Терлецкого новоиспеченный министр энергетики работал в ООО «Энергетические ресурсы Украины» – компании, у истоков основания которой стоял сегодняшний глава интегрированного газового бизнеса НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Фаворов.
Кстати, во многом благодаря тому опыту отношений сейчас между «Нафтогазом» и Минэнерго выстроились конструктивные отношения. «Между Коболевым и Оржелем контакта не было, а у Фаворова с Оржелем получалось. И получалось во многом благодаря Шубину», – говорит собеседник «ОЛИГАРХА».
Собственно, сейчас Виталию Шубину, выполнявшему роль своеобразного связующего между «Нафтогазом» и Минэнерго, не предстоит ничего нового: он должен будет играть такую же коммуникационную роль только в глобальном масштабе. И задача номер один в этом направлении – найти слова для западных инвесторов Украины, которые явно напряжены в связи с ожидаемыми кадровыми перестановками в ключевых энергетических компаниях страны – «Нафтогазе» и «Укрэнерго».
«ОЛИГАРХ»