Торговая группа “Амстор” Вадима Новинского в процессе своего банкротства рассчиталась с банком Ахметова, что не светит государственному “Укрэксимбанку”.
“Укрэксимбанк” продолжает выполнять роль главного мальчика для битья для украинских олигархов, с легкостью прощающих свои долги этому государственному финучреждению. Банк уже сейчас может готовиться к фиксации убытков от кредитования в 2006-2007 годах торговой группы “Амстор”.
В 2014-2015 году группа, в которую входило 14 торговых центров и одноименная продуктовая сеть, стала на путь банкротства. Против нее сыграли сразу три фактора. Часть активов осталась на неподконтрольной территории, в 2015 году разразился конфликт между мажоритарным владельцем Вадимом Новинским и миноритарным партнером Владимиром Вагоровским (управлял сетью и контролировал около 15% акций), а также обильные валютные кредиты.
В 2019 году суды утвердили реестр кредиторов в начале ООО “Амстор”, а потом и ООО “Торговый дом “Амстор”. Большая часть “кредиторки” оказалась обеспечена залогами (торговыми центрами), что в теории позволяет держателям долгов рассчитывать на их возврат после продажи активов.
Таких крупных кредиторов у группы “Амстор” оказалось всего два. Первый – государственный “Укрэксимбанк” с 1,52 млрд грн, второй – принадлежащий Ринату Ахметову и бизнес-партнеру Новинского по группе “Метинвест” банк “ПУМБ” с 1,74 млрд грн (еще сравнительно незначительные суммы перед банком “Форум” и “ВТБ” с 55 млн грн).
В 2020 году этот расклад поменялся. Как стало известно “ОЛИГАРХУ”, Новинский рассчитался с банком Ахметова. В начале года финучреждение Рината Леонидовича было заменено в реестре кредиторов на его правопреемника – ООО “ФК “Си Пи Эс Факторинг”. Это ООО также “подгребло” долги банка “Форум” и нескольких мелких кредиторов, проданные ранее на аукционах Фондом гарантирования вкладов физлиц.
“Си Пи Эс” сейчас оформлено на малоизвестных жителей Херсона, а до лета его владельцем была кипрская Pikolasta Investments: по данным украинской прокуратуры, она фигурировала в цепочке формирования кредиторской задолженности судостроительного завода “Океан” со стороны структур подконтрольных Вадиму Новинскому.
Таким образом, среди крупных неудовлетворенных кредиторов остался только “Укрэксимбанк”, который потребовал выполнить перед ним финансовые обязательства поручителей “Амстора” – например, ООО “Капитель-Инжиниринг”, принадлежащего Smart Retail Group Новинского. Однако весной 2020 года “Капитель-Инжиниринг” также объявил о собственном банкротстве, после чего банк уже стал пробиваться со своими претензиями в реестр кредиторов, как это ранее было сделано с юрлицами “Амстора”.
7 сентября 2020 года суд признал его требования на 1,73 млрд грн. Но сам банк не считает это победой в судах и подал на это решение апелляцию. Как всегда, дьявол кроется в деталях. “Укрэксим”, как и в предыдущие разы, просил признать его требования конкурсными, что дало бы возможность иметь решающий голос во время всех процессов процедуры банкротства. Тогда как суд признал требования банка внеконкурсными без права голоса. Именно такой позиции придерживались и у Новинского в судах с банком: признавая наличие долга, но протестуя против включения его голоса в комитет кредиторов.
Чем это обернется для банка дальше уже сейчас можно воспроизвести с высокой точностью. Комитет кредиторов, на который не получил никакого влияния “Укрэксим”, даст согласие на принудительную продажу активов (в залоге у банка ТЦ в Мелитополе, Николаеве, Кременчуге, Мариуполе, Запорожье и т. д.). Они будут пущены с молотка на аукционах, и все, что с них будет выручено, в первую очередь пойдет залоговому кредитору – госбанку.
На практике это означает, что банк, вероятно, почти ничего не получит. “ОЛИГАРХ” неоднократно писал, что при таких аукционах проводится первый, потом повторный, а потом повторный со снижением цены, в результате чего дисконт от залоговой (стартовой) цены может отличаться в десятки и сотни раз.
Например, именно так в 70 раз меньше стартовой цены были проданы активы завода “Констар”, активы харьковской торговой сети “Чудо Маркет” были проданы в 700 раз дешевле, а имущество сети автосервисов “АТЛ” – в 50 раз дешевле. Каждый раз залоговым кредитором был “Укрэксимбанк”, который семь месяцев назад возглавил кум Владимира Зеленского Евгений Мецгер, а сам банк был вынужден просить у Нацбанка дополнительный “рефинанс” на 6 млрд грн.
По такому сценарию уже движется группа “Амстор”, о чем свидетельствует свежее определение Хозсуда Николаевской области от 12 октября о принудительную продажи нескольких активов “Амстора” в Николаеве включая ТЦ на 10 тыс. кв. м с формальным начальным ценником 129,9 млн грн.
«ОЛИГАРХ»